Вертикаль власти, выстроенная в столице по общероссийскому образцу, неустойчива и подвержена множеству рисков. О чем свидетельствует внезапный перенос выборов мэра Москвы с 2015 года на 2013-й. Партия власти, на глазах теряющая свой авторитет у избирателей, побоялась, что к 2015 году Михаил Прохоров (или другой кандидат не от партии власти) без особого труда возьмет Тверскую, 13, где находится мэрия, а вместе с ней – и всю Москву.
В общем, когда вертикаль власти напоминает отдельно стоящее дерево посреди бескрайней степи, не так уж и много нужно усилий, чтобы залезть на это дерево. Другое дело – большой лес, то есть передача властных полномочий местному самоуправлению.
Если б в свое время мэрия Москвы не превратила МСУ в потемкинские деревни (лишив финансов и реальных полномочий), то сегодня у команды мэра не было бы поводов для переноса выборов. Тогда бы мэрия не была бы единственным центром принятия решений в Москве, а одним из… И кандидат, получивший на выборах пост мэра, неизбежно столкнулся бы с политической конкуренцией на местах – со стороны муниципальных собраний, руководителей муниципальных администраций .
В этом случае решающую роль играли бы уже не выборы градоначальника, а командная борьба за органы власти МСУ. Причем, получение «контрольного пакета» в органах МСУ – задача трудновыполнимая даже для партии власти, не говоря уже о молодых партиях. Благодаря чему решения в столице принимались бы на основе политического консенсуса, а не кулуарно, как сейчас.
Муниципалитеты в Москве появились в 2003 году вслед за федеральным законом «Об общих принципах организации МСУ». По закону у МСУ были и собственные бюджеты, и достаточно широкий круг полномочий. Однако ж столичная мэрия сразу перехватила инициативу, не мытьем, так катаньем вынудив МСУ передать финансовые потоки и часть наиболее важных полномочий наверх, на Тверскую, 13.
С тех пор ничего не изменилось. Власть на местах принадлежит управам (подконтрольным мэрии), а не муниципальным администрациям и муниципальным собраниям (сформированным выборным путем). И при каждом сильном порыве «ветра» столичную вертикаль власти шатает и потряхивает, словно пальму с бананами. Всем, кроме поборников властной вертикали, очевидно, как божий день – такая, неустойчивая конструкция представляет реальные риски для жизнедеятельности столичного региона.
Мегаполис стремительно разрастается. Присоединяя к себе подмосковные территории. Поглощая миллионы внутренних и внешних мигрантов. Становится все сложнее с точки зрения управления. Невозможно столь сложным социально-экономическим организмом управлять из единого центра.
Центр (то есть мэрия) должен вырабатывать стратегические для столицы решения, координировать и контролировать их выполнение, вместе с муниципальными депутатами следить за правильностью расходования бюджетных средств на местах. А оперативным управлением должны заниматься муниципалитеты. И никто другой.
Вот задачка, которую нынешний представитель правящей партии на выборах мэра Москвы, точно не решит. Это не в интересах партии, ни «Единой России», оказывающей ему медвежью услугу. Ни нынешней команды с Тверской, 13, которая продолжает откусывать у миниципалитетов новые, наиболее лакомые полномочия (к примеру, в начале февраля МСУ снова лишились ряда полномочий, которые были переданы управам). Думаю, дать волю МСУ смогут лишь новые партии и свежие политики, решившие бросить вызов «вертикально-властной» партии на нынешних выборах мэра Москвы.
http://top.oprf.ru/blogs/385/11348.html